Система подсчета пассажиропотока

Контроль пассажиропотока

Водители пассажирского транспорта могут скрывать реальное количество перевезенных пассажиров. Для составления планов сдачи выручки, собственники транспорта устраивают контрольный замер пассажиропотока. Для этого, на протяжении недели в транспортном средстве ездит контроллер, который подсчитывает количество перевезенных пассажиров. Но такой метод замера пассажиропотока будет показательным и не отразит реальную картину, поскольку водитель останавливается только на остановках и не допускает переполнения транспортных средств, водители маршрутных такси могут не брать стоячих пассажиров. В результате, утвержденные планы являются заниженными, а разница выручки не попадает в кассу компании.

Предлагаемая нами Система Подсчёта Пассажиров (СПП или APC, automatic passenger counting) позволяет контролировать количество перевозимых пассажиров в городском наземном транспорте (рейсовые или маршрутные автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси) в режиме реального времени. Она позволяет определить количество людей, воспользовавшихся данным транспортным средством за любой промежуток времени.
Тем самым предоставляется возможность контролировать добросовестность водителей и кондукторов, планировать оптимальное количество автобусов на маршруте с учётом его загруженности.

25% - среднее увеличение выручки после внедрения контроля пассажиропотока

Помимо основной функции подсчёта пассажиров система мониторинга позволяет знать точное количество произведенных рейсов в течение заданной даты по каждому борту, рейсу, время посещения остановок по факту, по плану, отклонения от заданного графика на определенную дату по всему маршруту. Даёт возможность составить отчёт, помогающий контролировать выпуск, наличие на линии транспортных средств, количество выполненных рейсов в течение заданной даты по определенному маршруту.

Система учета пассажиров рассчитана на различные типы учета:
1. Система не тарифицированного учета пассажиров. Подсчет перевезенных пассажиров по времени (например: посменно, посуточно).
2. Система тарифицированного учета пассажиров. Подсчет пассажиров по маршрутам и подсчет денег по тарифам.

Учет пассажиров по времени осуществляется на тех предприятиях, где оплата за проезд фиксирована и не зависит от расстояния.
Учет пассажиров по маршрутам осуществляется там, где проезд каждой остановки тарифицирован. При этом весь учет и определение маршрута производится автоматически. Для этого необходимо заранее прописать все маршруты и тарифы.

Состав системы

Система подсчёта пассажиров (СПП) предназначена для подсчета количества перевозимых в транспортном средстве и, как правило, состоит их бортового абонентского терминала, сумматора (вычислительного блока) и подключённых к нему специальных датчиков, устанавливаемых в салоне автобуса, а также датчиков открытия/закрытия дверей.

Существует два основных типа датчиков применяемых в отрасли на данный момент: датчики типа «ступень» и датчики типа «штора». Первые датчики работают по принципу реагирования на вес входящего пассажира, вторые — фотоэлектрические и используют принцип пространственного изменения среды при прохождении сквозь виртуальную штору человека (видеокамеры, ИК-датчики и ИК-излучатель).

Датчик «ступень», напоминающий черный резиновый коврик толщиной от 3 до 7мм, устанавливается в салоне под резиновое покрытие пола непосредственно перед дверью.
Датчики типа «штора» выглядят в виде небольших пластиковых коробок белого цвета крепятся на верхнюю перегородку кузова над каждой створкой дверей салона (располагаются над головой пассажиров). Для узких дверных проемов таких автобусов как Газель, ПАЗ, Аврора или Богдан достаточно одного датчика на дверь. В случае сдвоенных входных дверей (ЛиАЗ, MAN, Mercedes-Benz, Volgabus) рекомендуется использовать по два датчика на проём (по одному на створку).

Также, в случае отсутствия штатных электронных выходов информирующих о состоянии дверей, устанавливаются датчики открытия-закрытия дверей для ведения подсчета только во время входа-выхода пассажиров для исключения ложных срабатываний.

Данные с инфракрасных датчиков поступают на сумматор (вычислительный блок), производящий математический подсчёт числа всех пассажиров, проходящих через двери и уже после поступают на бортовое навигационно-связное устройство для передачи через сотовую сеть на сервер системы мониторинга вместе с навигационными данными в диспетчерское программное обеспечение для оценки и анализа.

Насколько точно идёт подсчёт

В результате полученного опыта эксплуатации, средняя погрешность системы подсчета пассажиров составляет до 10%.
Неточность подсчета пассажиров происходит из-за неоднократных входов и выходов пассажиров на протяжении маршрута или задержке в дверях при входе в салон.
В зависимости от протяженности и загруженности маршрута и увеличивается эта погрешность. Например, на маршруте с пассажиропотоком менее 500 человек, погрешность уменьшается до 5%.
Важно отметить, что на точность работы системы не влияют погодные условия и температура окружающего воздуха. Датчики типа «ступень» стабильно подсчитывают пассажиропоток даже будучи залитым водой или при намерзании снега и льда.