Проект 12-тонники

Как известно, Правительство Российской Федерации 14.06.2013 г. приняло Постановление №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
В настоящее время Федеральное дорожное агентство усиленными темпами ведёт работы по созданию системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовым транспортом массой свыше 12 тонн.
Реализация данного проекта напрямую связана с оснащением крупнотоннажной автомобильной техники спутниковыми навигационными терминалами и компания АльфаВладТелематика стремится реализовать самые актуальные тенденции в рамках данной инициативы.
Автомобили будут оборудоваться бортовыми ГЛОНАСС/GPS трекерами для определения пройденного расстояния по дорогам федерального значения и обязанность за оснащение техники будет лежать на собственнике транспортного средства. При выборе оборудования в данном случае важно учесть много нормативных и технических нюансов, дабы не платить дважды за одни и теже функции для разных задач.
Специалисты нашей компании имеют самое полное понимание принципов работы в рамках данного проекта и скрупулёзно изучили все тонкости с технической стороны.

Суть проекта

29 сентября 2014 года состоялось подписание концессионного соглашения между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», учредителями которого являются ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест». Соглашение предусматривает создание автоматизированной системы возмещения ущерба, наносимого федеральным дорогам грузовым транспортом массой свыше 12-тонн.
В результате реализации проекта прогнозируется прирост ВВП от 41 млрд руб. в 2016 году до 69 млрд руб. в 2025 году. Увеличение налоговых поступлений без учета платы за проезд — от 13 млрд руб. в 2015 году до 19 млрд руб. в 2025 году. При этом дополнительные накопления федерального дорожного фонда составят около 50 млрд рублей в год.
Охват системы взимания платы (СВП) будет распространяться на 50774 километров федеральных автомобильных дорог. Контракт жизненного цикла между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключен сроком на 13 лет. За данный период концессионер полностью обеспечит эксплуатацию системы: автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме «реального времени».
При этом условия концессионного соглашения нацелены на приоритет использования российских информационных разработок и комплектующих материалов, что обеспечит государственные интересы в области транспортной безопасности.
Проект «12-тонников» разработан Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством с целью привлечения внебюджетных источников финансирования в развитие дорожного хозяйства. В основе СВП лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах. По статистике ущерб наносимый дороге от проезда одного грузового автомобиля превышающего допустимые весовые нормативы равняется проезду 90 000 легковых машин. Таким образом, платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках.
Контроль за соблюдением законодательства будет осуществляться с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 180 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах – не менее 480 шт.). Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видео-фиксации.
Основной регулирующий документ — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 (с изменениями от 18.05.2015) г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Когда будет и что делать

Для обеспечения функционирования проекта была создана система ПЛАТОН — система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
15 октября 2015 года в каждом регионе России открылись 103 Центра обслуживания пользователей федеральной системы взимания платы «Платон».
Во Владимире пункт обслуживания расположен по адресу:
600022, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Верхняя Дуброва, д. 26а (пн.- пт., с 9 до 18)

Ещё 35 подобных офисов должны быть в районах автомобильных пунктов пропуска на границе страны.
В этот же день началась государственная приёмка Системы взимания платы с официального открытия ее ключевых объектов: Центра Управления и Мониторинга, Центра обработки данных и Центра контроля нарушений, расположенных в городе Твери.
Система автоматического расчета оплаты сбора за вред федеральным трассам «Платон» (сокращение от фразы «Плата за тонну», хотя оплачивается километраж) предполагает два способа регистрации.
Если перевозчик совершает регулярные рейсы, грузовик оборудуется транспондером — бесплатным бортовым устройством на базе ГЛОНАСС/GPS, которое отсчитывает пройденные километры, на основании чего выставляется счет.
Для разовых поездок можно получить маршрутную карту, зарегистрировавшись в специально созданной онлайн-системе. В этом случае поездки оплачиваются авансом.

Внесение платы осуществляется Владельцем ТС до начала движения по федеральным трассам.

Зарегистрироваться перевозчикам можно в личном кабинете на сайте системы «Платон».
Перевозчику для этого необходимо заполнить онлайн-форму заявления на регистрацию, а также предоставить свидетельство о регистрации транспортного средства и данные некоторых документов. Все занесенные данные будут проходить проверку.
Перевозчик с помощью личного кабинета сможет пополнить лицевой счет, оформить маршрутную карту, добавить данные автомобилей своего парка и т.д.

Официальный старт проекта состоялся 15 ноября 2015 года

После регистрации в Реестре Системы взимания платы и заключения с Оператором договора безвозмездного пользования бортовым устройством, предоставив необходимый комплект документов и обеспечение, предусмотренные Регламентом взаимодействия с Владельцами транспортных средств, владелец получит на руки бортовое устройство, подключаемое в штатные гнёзда автомобилей.
Заключение договора и выдача Бортового устройства происходит при личном визите Владельца транспортного средства или его уполномоченного представителя в Центр информационной поддержки пользователей.
После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.
В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с Лицевого счета Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».
В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

Сколько это будет стоить

Регистрация в системе Платон бесплатная.
Бортовые устройства, можно будет получить в центрах обслуживания ФСВЗ Платон (Платон во Владимире). Приобретения за свой счёт бортовых устройств или дополнительного оборудования перевозчикам не потребуется.
Размер платы в счет возмещения вреда, который наносят федеральным дорогам общего пользования транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, рассчитывается в зависимости от фактического пробега. Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии.
Изначально планировалось взымать плату в размере 3,73 рубля за километр, как заложено в постановлении №504, хотя и эта сумма при разработке проекта была весьма неопределённой.
В последние дни перед запуском системы Платон, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об изменениях в порядке взимания платы в счет возмещения ущерба, который причиняет транспорт массой свыше 12 тонн дорогам общего пользования федерального значения.

3,06 рубля за километр - размер платы, действующий в настоящий момент

На период до 29 февраля 2016 года включительно, к размеру платы, предусмотренному постановлением №504, применялся коэффициент 0,41 и размер платы составлял 1,53 рубля за километр.
С 1 марта 2016 и до 31 декабря 2018 года включительно было предусмотрено повышение платы до 3,06 рублей за километр, то есть на данный момент применяется коэффициент 0,82. С 2019 года плата будет взиматься в полном размере.
Важен тот факт, что внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам.
Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:
1) Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей
2) Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

При этом возможно использование бортовых устройств выпускаемых самой системой Платон и сторонних бортовых устройств.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 №1191, вводится понятие «стороннего бортового устройства», требования к которому устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации». Однако на данный момент такие требования не утверждены, поэтому ни одно из существующих Бортовых устройств используемых владельцами транспортных средств им соответствовать не может.
Вместе с тем, предполагается, что сторонние бортовые устройства, как минимум, будут:
— уметь работать с системой «Платон» по протоколу этой системы;
— использовать средство криптографической информации (СКЗИ) в которых находится ключевой материал, согласованный с ключами СВП в установленном порядке;
— быть средствами измерения утвержденного Росстандартом типа средства измерения и должны пройти первичную поверку средства измерения на производстве. Рекомендуется, чтобы межповерочный интервал был бы не менее 3-х лет;
— соответствовать требованиям ряда технических регламентов, ГОСТов и других нормативных технических документов;
— иметь интерфейс взаимодействия с пользователем, соответствующий требованиям СВП;
— пройти утвержденную процедуру одобрения типа для использования в СВП «Платон» и внесены в реестр разрешенных для использования в СВП типов «сторонних БУ».

Бортовое устройство Платон

Бортовое устройство Платон Бортовое устройство Платон БУ-1201 представляет собой компактный электронный прибор, который включается в прикуриватель (напряжение питания 12 Вольт).
Использование БУ-1201 допускается только в диапазоне напряжений от 11В до 32В. Эксплуатация устройства при напряжении выше 32 Вольт запрещается.
Рабочий диапазон температур от минус 40°С до плюс 55°С.

Устройство предназначено для определения навигационных параметров транспортного средства при нахождении на территории РФ, записи, хранения собранной информации? то есть, автоматического определения маршрута движения с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Информация о перемещениях транспортного средства передается в систему расчётов Платон через базовые станции сотовых операторов.

Устройство устанавливается на лобовом стекле автомобиля вертикально или горизонтально на панели приборов присосками вниз.
Бортовое устройство должно быть установлено вне зоны обогрева лобового стекла и потоков теплого воздуха на прибор.
Устройство оснащено индикаторами состояния, клавишей управления (в центре) и индикаторами класса ТС (слева)
Регистратор можно использовать только в том случае, если индикатор «Статус» горит зеленым цветом.
В противном случае устройство не работает и эксплуатация автомобиля может повлечь штраф.
В случае возможных неисправностей водителю нужно позвонить оператору (для получения маршрутной карты) и затем отправиться в ближайший центр обслуживания для замены дефектного устройства на новое.

Устройство имеет внутренний аккумулятор, но вскрывать корпус или отсек с аккумулятором, заменять его, выполнять какие-либо действия с ним, запрещено.
В процессе эксплуатации бортовое устройство системы взимания платы Платон не требует дополнительной настройки.
Следует учитывать, что каждое бортовое устройство закрепляется за определенным транспортным средством и не может быть использовано на другом автомобиле.

Бортовое устройство системы взимания платы «Платон» БУ ЦСИ 1201 (далее – бортовое устройство), устанавливаемое в автомобили разрешенной массой свыше 12 тонн, не имеет таможенных ограничений на ввоз-вывоз с территории России или стран Евразийского экономического союза.
Беспрепятственное пересечение границы РФ и стран ЕЭС автомобилями, оснащенными бортовым устройством, осуществляется на основании нотификации, зарегистрированной в Едином реестре нотификаций 23.11.2015 г. № RU 0000023680.

Маршрутная карта

Если водитель не хочет использовать бортовое устройства, то он может воспользоваться одноразовой маршрутной картой. В данном случае водителю придется заранее сообщить оператору о планируемом маршруте движения, времени и дате, а также оплатить его стоимость. После этого автомобиль не сможет отклоняться от указанного маршрута.
Маршрутная карта – документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых Владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчета Платы в счет возмещения вреда при отсутствии Бортового устройства.
Маршрутная карта содержит следующие данные: — номер Маршрутной карты; — государственный регистрационный знак транспортного средства; — начало срока действия Маршрутной карты с указанием даты и точного времени; — дату и время выдачи Маршрутной карты; — срок ее действия; — общая протяженность участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут; — описание маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ; — размер платы.
При оформлении Маршрутной карты Владелец транспортного средства указывает следующую обязательную информацию: — начальный и конечный пункты поездки, а также, в случае необходимости, от одной до трех промежуточных точек маршрута; — дату и время начала движения автомобиля по маршруту; — государственный регистрационный знак транспортного средства, на которое оформляется Маршрутная карта; — номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Штрафы и ответственность

Ответственность Владельца транспортного средства за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн определена статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, вступающей в силу с 15 ноября 2015 года:

До 1 мая 2016 года штрафы действуют только на территории Московского региона

В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ:
Движение Транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством влечет наложение административного штрафа:

  • на водителя указанного транспортного средства в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей
  • на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей
  • на индивидуальных предпринимателей в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей
  • на юридических лиц в размере 450 000 (четырехсот пятидесяти тысяч) рублей

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей
  • на индивидуальных предпринимателей в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей
  • на юридических лиц в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей